вторник, 27 января 2015 г.

Формирование УУД в рамках урочной и внеурочной деятельности.


Формирование УУД в рамках урочной и внеурочной деятельности.

     1.     Анализ образовательных технологий, как средство формирования УД.

Технологии для формирования УУД:

1. Проблемно-диалогическая технология

2. Организация учебного сотрудничества

3. Технология оценки образовательных достижений

4. Технологии развивающего обучения

5. ТРКМЧП

6. Технология проектного обучения (метод проектов)

7. Кейс-технология

8. Интерактивные технологии

9. Дебаты

Применение любой технологии должно быть ориентировано на:

- неформальное признание ученика субъектом собственного образования;

- отказ от авторитарной позиции учителя в обучении;

- готовность к скрытому руководству деятельностью учащихся;

- толерантность, готовность к принятию различных точек зрения субъектов образования;

- оптимистичный взгляд на перспективы развития образования.

Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных .

В методическом аппарате учебников предусмотрено знакомство учащихся с этой технологией. Этапы технологии обозначены в учебниках плашками оранжевого цвета.

Технология оценивания образовательных достижений направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Технология оценивания реализована в предметных УМК, в «Дневниках школьника», в тетрадях по диагностике метапредметных результатов.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника, умение осознанно читать вслух и про себя тексты  учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.

Реализация этой технологии обеспечена методическим аппаратом учебников и тетрадей по литературному чтению и другим предметам.

В рамках Образовательной системы «Школа 2100» на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Для реализации этой формы работы в учебниках, подготовленных к началу действия стандарта, точками зелёного цвета выделены задания, предусматривающие групповую форму работы.

 

     2.     Анализ содержания УМК, как средство формирования УУД.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

Каждый из предметов УМК «Перспектива», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений:

  • Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
  • Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;
  • Умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:

УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:

  • коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
  • познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
  • личностные – определяющие мотивационную ориентацию,
  • регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.

Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

 

 

3.     Анализ урока с целью формирования УУД.

 

№ п/п
Характеристика урока
Показатели
1
Целеполагание:
     ·        Постановка и доведение целей урока до учащихся;
     ·        Принятие цели учащимися;
     ·        Соотнесение известного, усвоенного учащимися, и того, что ещё не известно.
2
Организация действий учащихся по принятию деятельности на разных уровнях:
     ·        Планирование последовательности действий;
     ·        Прогнозирование результата и уровня усвоения знаний;
     ·        Контроль деятельности по результату;
     ·        Коррекция плана и способов действия;
     ·        Оценка качества и уровня усвоения;
     ·        Саморегуляция (способность преодолевать препятствия).
3
Содержание учебного материала (СУМ) обеспечивает:
  • соответствие содержания учебного материала ТЦУ;
  • ориентацию на личностный опыт учащихся;
  • опору на межпредметные связи;
  • использование практикоориентированых заданий из реальной жизни;
  • практическую значимость полученных знаний;
  • ценностно-смысловую ориентацию учащихся.
4
Методы обучения (МО)
а) соответствуют:
  • СУМ (содержание учебного материала);
  • ТЦУ (триединая цель урока).
б) обеспечивают:
  • мотивацию деятельности;
  • стимулирование мыслительной деятельности учащихся;
  • свободу выбора действий;
  • сотрудничество учителя и учащихся;
  • использование знаково-символических средств;
  • построение и работу с моделью;
  • приёмы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • умение работать со всеми видами информации;
  • контроль и самоконтроль;
  • рефлексию способов и условий действий.
5
Формы организации познавательной деятельности
а) соответствуют МО, СУМ и ТЦУ;
б) сочетают индивидуальную, парную, групповую
и фронтальную работы.
в) обеспечивают:
  • познавательную активность учащихся;
  • учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем;
  • диалогическое взаимодействие;
  • включение каждого ученика в деятельность по достижению ТЦУ;
  • смену видов деятельности учащихся.
6
Система оценивания:
  • самооценка;
  • взаимооценка;
  • оценка учителя.
7
Уровень достижения ТЦУ:
  • познавательный аспект;
  • воспитательный аспект;
  • развивающий аспект.

Примечание. Балльные оценки:

Реализовано полностью – 2;

Реализовано частично – 1;

Не реализовано – 0.

Комментариев нет:

Отправить комментарий