вторник, 27 января 2015 г.

Современное представление о качестве образования.


Современное представление о качестве образования.

     1.     Определение «качества», «качества образования».

В самом общем понимании, качество  это совокупность свойств, признаков продукции, материалов, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая мера соответствия определяется на основе стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей.

Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи.

Понятию качества приписывают различные, порой противоречивые значения. Это связано с тем, что используются как абсолютное, так и относительное понятия качества.

Абсолютное понятие качества используется для отражения статуса и превосходства. Такое идеализированное понятие может содействовать развитию и укреплению имиджа образовательного учреждения. Оно также демонстрирует значение повышения качества как стремления к наивысшим стандартам образования.

«Качество» может использоваться и как относительное понятие. В этом аспекте качество не является атрибутом образовательной услуги. О качестве можно судить, когда продукция (товар или услуга) отвечает требованиям соответствующих стандартов или спецификаций, оно выступает лишь как средство, с помощью которого выявляется соответствие образовательной услуги государственному стандарту.

Качество как относительное понятие имеет два аспекта: соответствие государственному стандарту и соответствие запросам потребителей образовательной услуги.

В настоящее время качество образования и интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире. Так как именно качество образования позволяет в любой сфере деятельности ее участникам достичь максимально возможного качества этой деятельности.

Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация) заинтересован в обеспечении качества образования.

При этом качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:

-родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей;

-качество для учителей может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебным материалом;

-для учащихся качество образования, несомненно, связывается с внутренним школьным климатом;

-для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников;

-для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко - ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности.

При оценке качества образования следует выделить следующие положения:

- оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся;

- оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях его деятельности.

Гарантия качества или управление качеством, решаемое в первую очередь путем использования мониторинга качества, означает поэтапное наблюдение за процессом получения продукта, чтобы удостовериться в оптимальном выполнении каждого из производственных этапов, что в свою очередь, теоретически предупреждает выход некачественной продукции.

Качество образования необходимо рассматривать как многомерное понятие. Под качеством образования – нами будет пониматься интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

 

     2.     Образовательная программа ОУ, как условие достижения качества образования.

Одним из главных условий достижения качества образования в образовательном учреждении является наличие образовательной программы. Образовательная программа должна быть в каждом учебном заведении. Каждая образовательная программа является хорошим условием для качества образования. Образовательная программа должна включать в себя все компоненты, которые будут направлены на достижении главной цели образование, на развитие личности. Она позволяет подчинить входящие в нее основные и дополнительные образовательные программы, учебную и другие виды образовательной  деятельности. Она  демократично и открыто фиксирует цели и содержание образовательной политики школы. Мониторинг выполнения такой  программы и анализ ее результативности дают концептуальную и фактологическую  основу для оценки вклада  каждого педагога в учебные и  образовательные  достижения детей  и одновременно для публичного   отчета директора  перед социумом-заказчиком. 

Образовательная программа образовательного  учреждения представляет собой комплексный документ, фиксирующий согласованные с общественным советом:  образовательные цели образовательного учреждения;  основные и дополнительные  образовательные программы всех ступеней образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей; программу  развития учреждения. Образовательная программа способствует повышению качества образования так как:

1.Является нормативным документом, определяющим стратегические приоритеты, содержательные, организационные и методические аспекты образовательной деятельности.

2.Учитывает образовательный запрос учеников и их родителей, способствует реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества образовательных услуг

3.Определяет цели, задачи, направления развития образования, координирует деятельность всего педагогического коллектива в школе на период учебного года.

В образовательной программе прописана вся деятельность педагогов, все требования к учебному занятию, учебной нагрузке. Реализация учебного процесса по образовательной программе способствует тому, что учебный процесс становится насыщенным, в нем учитываются требования, интересы учащихся, а также требования стандартов. Все это приводит к тому, что качество образования значительно увеличивается.  

     3.     Эффективное управление образовательным учреждением в условиях введения ФГОС.

Проблема введения ФГОС не может быть решена без качественной подготовки педагогических и управленческих кадров.   В условиях введения ФГОС  в итоге руководитель образовательного учреждения должен уметь:

-формировать команду единомышленников;

-обеспечивать оптимальные условия для самореализации студентов и взрослых;

-стимулировать творческую деятельность, поддерживать инициативу;

-делегировать полномочия, развивать формы самоуправления, общественного контроля, попечительства;

-привлекать и грамотно использовать дополнительные источники и способы финансирования;

-задействовать новые социальные ресурсы в кадровой политике;

-выстраивать собственные отношения с другими субъектами социальной системы;

-заботиться о создании имиджа и поддержании социального статуса образовательного учреждения;

-внедрять высокие технологии в управленческие процессы.

Кадры образовательного учреждения должны иметь профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни.

 Система управления в современной науке трактуется как совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и прочих компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуется весь комплекс функций управления.

Под управлением образовательным процессом в условиях введения ФГОС следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования.

Управленческий процесс эффективен, если он соответствует логике реального процесса развития, если решения субъекта управления оперативны и адекватны решаемой проблеме, если руководители образовательного учреждения, принимающие решения, обладают способностями оценить ситуацию, прогнозировать, управлять рисками.

На управление этим процессом оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды, поэтому его следует рассматривать как совокупное управление следующими взаимосвязанными процессами:

·выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления образованием;

·внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки и смежных наук;

·освоение передового педагогического опыта;

·изучение и обобщение педагогического опыта внутри образовательного учреждения;

·изучение образовательных потребностей студентов, пожеланий родителей и социального окружения;

·выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри образовательного учреждения;

·повышение инновационного потенциала образовательного учреждения как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности.

 В управлении образовательным процессом в условиях внедрения нового ФГОС готовых рецептов нет и быть не может.

Управление образовательным процессом на новом этапе в контексте целостного развития образовательного учреждения должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

·работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;

·работу с учащимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации студентов к происходящим преобразованиям;

·работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в образовательном учреждении новшествам и привлечение родителей к участию в данном процессе;

·совершенствование работы совокупного субъекта внутреннего управления с целью максимального использования имеющихся в образовательном учреждении ресурсов;

·осуществление связей с окружающей средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в образовательное учреждение дополнительных ресурсов;

·осуществление контроля, анализа и регулирования преобразовательной деятельности;

·осуществление информационного обеспечения.

В процессе перехода образовательного учреждения в режим внедрения ФГОС можно выделить следующие этапы:

1) Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований одним из членов административной команды образовательного учреждения, т.е. наличие своего рода "идейного вдохновителя" и "генератора" будущих идей.

2) Формирование команды, подразумевающей не столько административную команду, что само по себе является непременным и необходимым условием, сколько идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к осуществлению внедрения новых образовательных стандартов.

3)Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности преподавателей к инновационной деятельности.

4)Проблемный анализ образовательного учреждения, построение "проблемного поля" и определение главной проблемы.

5)Выработка проектной идеи развития образовательного учреждения. Это выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости конкретного учреждения и однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса.

6)Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление плана или программы ее реализации.

7)Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.

В рамках управления такими процессами необходима следующая совокупность управленческих действий:

·разработка нормативно-правовой базы управления процессом внедрения ФГОС, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;

·определение содержания ФГОС, обеспечивающих целостное развитие учреждения на основе интеграции инновационных потенциалов образовательного учреждения, семьи и социальной среды;

·разработка научно-методического обеспечения процесса;

·подготовка подразделений структуры управления процессом внедрения к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, студентов и их родителей к участию в процессе внедрения образовательных стандартов;

·обновление структуры внутреннего управления; создание ответственного совета учреждения, экспертных групп, творческих объединений педагогов, студентов, родителей;

·обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

·внедрение личностно-адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности;

·реализация системы организационно-процедурных механизмов разработки, экспертизы и реализации требований ФГОС в соответствии с преподаваемыми специальностями;

·осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;

· внедрение методики экспертизы разработанных программ;

·разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;

·внедрение технологии определения эффективности управления образовательным процессом в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС;

·введение дополнительных образовательных услуг.

Важным показателем эффективного управления образовательным учреждением в условиях внедрения ФГОС является стабильность педагогического коллектива. Поэтому сегодня руководитель образовательного учреждения должен находить пути решения кадровой проблемы оперируя средствами из директорского фонда, создавая собственную систему корпоративных стимулов, льгот, стратегий успеха, заботиться о морально-психологических факторах стабильности коллектива. 

 

 

 

  
 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий