вторник, 27 января 2015 г.

Смена парадигмы управления ОУ в условиях новых ФГОС.


Смена парадигмы управления ОУ в условиях новых ФГОС. 

     1.     Комплексное моделирование и проектирование внутришкольного образования.

Компьютеризированная информационная система общеобразовательного учреждения создается для сбора и хранения данных, преобразования их в управленческую информацию и ее предъявления пользователям (субъектам внутришкольного управления). 
Основой для разработки информационной системы является моделирование, заключающееся в построении модели, адекватно представляющей общеобразовательное учреждение как объект информационного отражения. Решение этой задачи требует теоретического осмысления. Для этого мы считаем целесообразным применение научного подхода, заключающегося в комплексном моделировании при описании сложных объектов и явлений, соглашаясь с тем, что никакая отдельно взятая модель, даже очень сложная, не может дать адекватного представления об изучаемом объекте или явлении. Выбор этого подхода обосновывается также наличием в структуре информационной системы организованных данных об объектах внутришкольного управления (на входе информационной системы) и информации как результата функционирования (на выходе информационной системы).
Объектно-информационная модель общеобразовательного учреждения отражает такие объекты внутришкольного управления как внешняя среда, внутренняя среда, процессы, происходящие в общеобразовательном учреждении, их результаты, свойства объектов и связи между ними.
Информационно-функциональная модель внутришкольного управления построена на основе выделенных в исследовании аспектов полезности управленческой информации. Такими аспектами являются отношения к циклу управления (принятия решения, реализации решения, обратная связь, стадия анализа), субъекту управления (директор, заместители директора, учителя, классные руководители, специалисты, учащиеся, родители) и функциональной задаче. Функциональные задачи сгруппированы относительно процессов, происходящих в общеобразовательном учреждении (образовательный, инновационный процесс, обеспечивающий, управленческий). Функции информационной системы сформулированы как перечень, составленный путем сочетания всех трех компонентов: обеспечение потребностей субъекта управления при выполнении определенного этапа управленческого цикла в рамках объекта управления. Дальнейшая детализация функций информационной системы возможна при указании конкретных управленческих задач в рамках объекта управления.
Комплексное моделирование при разработке компьютеризированной информационной системы общеобразовательного учреждения позволяет не только приблизиться к решению основной проблемы моделирования в педагогических исследованиях – адекватности модели оригиналу, но и сделать такую систему эффективной и развиваемой в структуре информационного обеспечения внутришкольного управления.
 

     2.     Модернизация системы управления в соответствии с требованиями ФГОС.

Управление школой в условиях реализации ФГОС – это управление инновациями.
Принципиальные отличия:

· рефлексия на всех уровнях и этапах деятельности;
· управленческое мышление руководителей;
· принципиальное отличие целей: деятельностный подход – развитие личности как субъекта своей жизнедеятельности, ответственного за свою жизнь и свое отечество;
· принципиальное отличие технологий, моделей и механизмов: гибких, индивидуализированных, взаимосвязанных, ориентированных на результат;
· новая информационно-деятельностная образовательная среда;
· новый учитель – готовый и способный реализовывать поставленные цели, работать в новых условиях;
· социум как партнерская среда;
· школа как открытое для взаимодействий образовательное пространство.

 Требования к условиям реализации основных образовательных программ:

1.    Информационно-методическое обеспечение.
2.    Материально-техническое обеспечение.
3.    Кадровое обеспечение.
4.    Финансовое обеспечение.
5.    Психолого-педагогическое обеспечение.

 Особенности требований к кадровым условиям:

· Соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям устанавливается при их аттестации.
· Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет. 

Особенности требований к финансово-экономическим условиям:

· Дано определение норматива финансового обеспечения муниципальных образовательных учреждений на одного обучающегося (регионального подушевого норматива финансового обеспечения).
· Зафиксировано: норматив включает затраты рабочего времени педагогических работников на аудиторную и внеурочную деятельность.
· Установлено: норматив должен обеспечить реализацию основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

 Особенности требований к материально-техническим и информационным условиям:
Усилены требования к школьной инфраструктуре, оборудованию, информационной образовательной среде.

 ОУ должны иметь:
· Информационно-библиотечные центры с медиатекой.
· Учебные кабинеты с АРМ учителя и ученика и помещения для внеурочной деятельности.
· Полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности.
· Цифровые образовательные ресурсы, ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, технологии.

Условия должны обеспечивать возможность:

· Реализации ООП, достижения требований к результатам.
· Осуществления управления: взаимодействие, мониторинги, анализ, планирование.
· Выполнения новых СанПиН.

Ориентиры , развитие: формирование ИКТ-компетентности, подготовка к профильному обучению, профориентация.

 Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно:
1.    Обеспечивать возможность осуществлять образовательную деятельность:
·  Получение информации; создание и использование информации; размещение продуктов деятельности в информационно-образовательной среде ОУ.
·  Проектирование и конструирование; обработка материалов и информации; исполнение, сочинение и аранжировка музыкальных произведений.
·  Проведение экспериментов, наблюдений; создание материальных объектов; художественное творчество.
2.    Организовать отдых и питание, обеспечить физическое развитие.

 Создание условий введения ФГОС ООО:
· Система ПК: подготовка учителя, способного овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, мотивация его на непрерывное профессиональное совершенствование.
· Создание новой образовательной среды (в том числе, сетевой, межбюджетной, межведомственной).
· Завершение трансформации механизмов финансирования.
· Организация и осуществление образовательного процесса, обеспечивающего формирование у выпускников компетентностей, соответствующих требованиям ФГОС.
· Внедрение новых, адекватных требованиям ФГОСООО технологий управления.
· Создание эффективных систем оценки качества образования, в том числе индивидуальных достижений обучающихся. 

     3.     Проектирование программ обеспечивающих реализацию ФГОС.

Основная общеобразовательная программа – комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности.

Ключевые особенности ФГОС:

• Изменена структура стандарта
• Реализуется системно-деятельностный подход
• Изменена методология стандарта (ориентация на планируемые результаты, оценка деятельности учащихся).

Стандарт включает в себя требования:

• к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
• к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
• к условиям реализации основной образовательной·программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательноеучреждение.

Основные источники для проектирования ООП НОО:

1. ФГОС основного общего образования.
2. Примерная основная программа.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования.
5. Примерные программы по предметам.
6. Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.
7. Устав ОУ.
8. Программа развития ОУ

Разделы ООП ООО

• Целевой
• Содержательный
• Организационный

 Целевой раздел включает:

• пояснительную записку;
• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
• систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Содержательный раздел включает:

· программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
· программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;
· программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
· программу коррекционной работы. 

Организационный раздел включает:

• учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
• систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
 Основная образовательная программа основного общего образования в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования.

     4.     Проектное управление ОУ. 

Проектное управление рассматривается как форма современного корпоративного управления организацией, ориентированная на развитие педагогической системы (социально-педагогический аспект); как тип управления совокупностью управленческих и образовательных проектов, направленных на решение конкретных образовательных проблем с учётом ограниченности ресурсов сельского образовательного пространства: материальных, кадровых, информационных, социокультурных {инструментально-управленческий аспект)-, как способ преобразования социально-культурной, материально-пространственной, организационно-управленческой составляющих образовательной среды ДОУ (средовый аспект).

Проектный подход позволяет:
– обеспечить системность процесса развития;
– определить приоритеты и направления, с учетом муниципальных условий,
социального заказа;
– выбрать тип проектов, позволяющих решить актуальные задачи процесса
развития школы, а так же корректировать их реализацию;
– обеспечить реалистичность (учет имеющихся и необходимых ресурсов, их
сочетание) задач. 

     5.     Функционально-целевая модель управления ОУ.

Матричная (функционально-целевая) модель внутришкольного управления представляет собой гибкий и динамичный способ объединения специалистов, обладающих различными функциональными знаниями, опытом и квалификацией, в программно-целевые группы. Основными элементами данной модели являются система функционально-целевых блоков как центров ответственности. Такая функционально-целевая модель представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю структурного подразделения, с другой - руководителю проекта или целевой комиссии, которая наделена необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления.

 Главное преимущество выбранной модели управления – непосредственная связь между специалистами вне зависимости от их позиции в организации. Главная сложность - в необходимости “увязать” большое количество специализированных полномочий в единое целое. Внедрение матричной структуры дает хороший эффект в организации с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников.

Административное руководство школой осуществляет прошедший аттестацию директор, который осуществляет общее управление образовательным процессом и финансово-хозяйственной деятельностью ОУ, предлагает стратегические планы развития школы, ведет подбор кадров в соответствии с перспективами развития школы, осуществляет связь школы с органами управления образованием и органами представительной и исполнительной власти на местах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий