Особенности формирования УУД.
Универсальные учебные действия – это
система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только
самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно
организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования.
Поэтому вопрос об эффективном их формировании поднимается сегодня с особой
остротой и требует внимательного изучения.
1. Виды учебных действий моделирующего характера.
Можно выделить следующие виды учебных действий моделирующее
преобразующего характера, направленных на построение содержательного обобщения
и соответствующего способа ориентации в объекте:
— преобразование ситуации или изменение объектов для
обнаружения всеобщего генетического фундаментального исходного отношения между
объектами;
— моделирование всеобщего отношения в
пространственно-графической или знаково-символической форме (создание моделей);
— преобразование модели отношения для выделения отношений «в
чистом виде»;
— выведение и построение серии частных конкретно-практических
задач, решаемых обобщенным способом.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную
систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия
определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой
возрастного развития:
·
способность ребёнка
регулировать свою деятельность - из общения и сорегуляции;
·
самопринятие и
самоуважение, т. е. самооценка и «Я-концепция» как результат самоопределения -
из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется
представление о себе и своих возможностях;
·
познавательные действия
ребёнка - из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного
общения.
Особое внимание в программе формирования УУД уделяется
становлению личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение,
нравственно-этическая ориентация) и коммуникативных универсальных учебных
действий, т.к. по мере их развития функционирование универсальных учебных
действий (познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения.
Существенным ресурсом достижения успеха являются
познавательные действия, которые оказывают влияние как на эффективность самой
деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и
самоопределение учащегося.
2. Концепция развития УУД.
Эта концепция в начальной школе призвана
конкретизировать требования к результатам начального общего образования и
дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ.
Концепция необходима для планирования образовательного
процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и
обеспечения преемственности образования.
Концепция должна стать основой для разработки:
·
учебных планов,
·
программ,
·
учебно-методических
материалов и пособий в системе начального образования.
Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции
стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что
последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим
показателям:
• придание результатам
образования социально и личностно значимого характера;
• более гибкое и прочное усвоение
знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
• возможность дифференцированного
обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
• существенное повышение мотивации и
интереса к учению;
• обеспечение условий для
общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных
учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и
навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной
области познания.
3. Методологические принципы
разработки концепции развития УУД.
Теоретико-методологической основой
разработки Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного
и начального общего образования в рамках создания Государственных стандартов
общего образования может стать культурно-исторический деятельностный подход,
разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С.Выготского,
А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина и др., раскрывающий основные
психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования
картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Созданная на его
основе «Программа развития универсальных учебных действий» позволяет выделить
основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных
учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие
широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками,
компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира,
обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
4. Модель оценки уровня формирования УУД.
Модель оценки уровня сформированности учебной
деятельности включает оценку всех ее компонентов: мотивов, особенностей
целеполагания, учебных действий, контроля и оценки. При оценке сформированности
учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в
постепенном переходе от совместной деятельности учителя и ученика к
совместно-разделенной (в младшем школьном младшем подростковом возрасте) и к
самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности (в младшем
подростковом и старшем подростковом возрасте).
Практика показала, что последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования. Об этом свидетельствуют более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учебе. Кроме того, у учителя появляется возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний, значительно сократить время обучения. В результате наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.
Теоретико - методологической основой разработки концепции развития универсальных учебных действий для начальной школы в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический системно - деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Созданная на основе этого подхода концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
Практика показала, что последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования. Об этом свидетельствуют более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учебе. Кроме того, у учителя появляется возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний, значительно сократить время обучения. В результате наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.
Теоретико - методологической основой разработки концепции развития универсальных учебных действий для начальной школы в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический системно - деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Созданная на основе этого подхода концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
5. Ценностные ориентиры на любой ступени образования.
В основе разработки современных стандартов школьного
образования лежит представление об образовании как институте социализации
личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции
психического развития школы Л.С. Выготского.
Описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования:
В концепции УМК «Школа России» ценностные ориентиры
формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим
представлением о современном выпускнике начальной школы.
Это человек:
·
Любознательный,
интересующийся, активно познающий мир
· Владеющий основами
умения учиться.
·
Любящий родной край и
свою страну.
·
Уважающий и принимающий
ценности семьи и общества
·
Готовый самостоятельно
действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
·
Доброжелательный,
умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение.
·
Выполняющий правила здорового
и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Комментариев нет:
Отправить комментарий