вторник, 27 января 2015 г.

Поурочные разработки по информатике (ФГОС).


Предмет: информатика и ИКТ.             

Класс: 9
Тема урока: «Алгоритмическая конструкция цикл и его реализация в различных средах программирования».  

Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютерный класс.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
предметные результаты – умение описывать процесс построения алгоритма с помощью языка блок-схем, понимание основных принципов перевода алгоритма с языка блок-схемы на ЯП.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные
Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.
2 уровень — понимание, обоснованное применение операций.
Регулятивные
определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму.
Познавательные
Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (построение математической модели алгоритма по имеющимся входным данным)
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Коммуникативные
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.
Личностные
Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в группе.
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

 


 

 

Этап урока, время этапа
Задачи этапа
Методы, приемы обучения
Формы учебного взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД и предметные действия
Мотивационно-целевой этап
Орг. момент 2 мин.
Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.
 
фронтальная
Приветствует учеников.
Проверяет готовность к уроку, выдаёт индивидуальные задания к уроку.
Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.
Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать  свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
Актуализация знаний
Целеполагание и постановка задач.
 
Систематизировать имеющиеся у учащихся знания: правил построения линейной и разветвляющейся алгоритмических конструкций. Правила записи алгоритма с помощью блок-схем.
Беседа по уточнению и конкретизации знаний из личного жизненного опыта.
Фронтальная и групповая
Предлагает ответить на вопросы:
 Приходилось ли в жизни сталкиваться с ситуациями, когда одна и та же последовательность действий выполняется многократно?
Как можно назвать такую последовательность действий?
Приводим примеры жизненных ситуаций, где встречается циклическая организация действий и отвечаем на следующий вопрос:
Какое обязательное условие должно присутствовать при организации циклического алгоритма?
 
Подводит учащихся к цели  занятия: «научиться определять,  какая алгоритмическая структура наиболее оптимальна для решения поставленной задачи» и ставит учебные  задачи:
1. Научится делать математическую модель алгоритма решения задачи.
2. Научиться производить запись алгоритма на языке блок-схем.
3. Овладеть приёмами работы с основными алгоритмическими конструкциями.
Отвечают на вводные вопросы и формулируют вывод о том, что такое цикл
 Рассматривают основные типы организации цикла, обсуждают, выявляют достоинства и недостатки различных типов организации цикла.
Личностные:
осознание своих возможностей.
 
Регулятивные:
умение  регулировать свои действия,
взаимодействовать в группе.
 
Познавательные:
Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.
Поисково-исследовательский этап
Выбор типа циклической структуры  для выполнения поставленной задачи
Анализ и обсуждение вариантов возможности использования других циклических структур. Сравнение и выявление основных достоинств и недостатков использования именно данной циклической структуры для решения поставленной задачи.
групповая
1.      Объясняет приёмы записи циклических структур с помощью блок-схем.
2.      Предлагает ответить на вопрос: почему для решения нашей задачи нам было бы более удобно использовать именно структуру «цикл с параметром»?  Можно ли использовать другие алгоритмические структуры, если нет, то почему нельзя?
3.      Контролирует деятельность, консультирует учащихся в выборе инструмента и корректирует действия.
1.      Строят математическую модель решения задачи (определяют входные и выходные данные, находят какие промежуточные величины должны присутствовать согласно математической формуле).
2.      Выбирают с помощью какого типа цикла будут организовывать действия согласно поставленным условиям.
3.      Производят запись алгоритма решения поставленной задачи с помощью выбранного типа цикла в виде блок-схемы.
4.      Сравнивают анализируют и объясняют свой выбор.
5.      Формулируют критерии подбора используемого цикла..
Личностные:
1.      проявление интереса и активности в выборе решения;
2.       установление личностного смысла знания.
Регулятивные:
1.      умение составлять план и последовательность действий,
2.      осуществлять контроль по результату.
Познавательные:
1.      умение рационально использовать теоретическую информацию;
2.      оценивать математические возможности различной организации циклических структур,
3.      ориентироваться в различных видах данных и на их основе строить математическую модель задачи;
4.      умение подбирать оптимальные алгоритмические структуры для записи решения поставленной задачи.
Практический этап
Умение анализировать полученную информацию и применять на практике.
Умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.
Практическая работа
В парах и группе.
1.      Организует работу пар и групп, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников.
2.      Подводит учащихся к выявлению причин обоснованного выбора конкретной циклической конструкции для решения конкретной поставленной задачи.
3.      Демонстрирует возможность организации решения поставленной задачи с помощью другой другого типа алгоритмической структуры «цикл».
4.      Привлекает к обсуждению причин и способов устранения возможных ошибок в построении алгоритма.
1.      Определяют наиболее оптимальный вариант организации действий.
2.      Проводят построение математической модели решения задачи.
3.      Выполняют технологическую операцию построения блок-схемы.
4.      Осуществляют самоконтроль выполнения операции.
Личностные
1.      Умение овладеть нормами и правилами научной организации труда.
2.      Развитие усидчивости, трудолюбия и ответственности за качество своей  и коллективной деятельности.
Регулятивные:
1.      Умение составлять план и последовательность действий.
2.      Умение осуществлять контроль по результату.
Познавательные:
1.      Умение выделять необходимую  информацию.
2.      Умение планировать свою трудовую деятельность.
3.      Умение обосновывать показатели качества промежуточных операций. 
Рефлексивно-оценочный этап
Умение построить алгоритм действия (технологическая цепочка).
Умение сотрудничать на уроке с учителем,  одноклассниками, в группе и коллективе.
Фронтальная
1.      Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников.
2.      Предлагает ответить на вопросы:
Насколько оправдано в данной ситуации использование именно такого типа цикла?
Правильно ли построена математическая модель?
Соответствует построенный алгоритм математической модели?
Возможно ли было в данной ситуации использовать другой тип цикла?
3.      Подводит учащихся к выводу о том, почему именно данный тип алгоритма наиболее целесообразен при такой математической модели.
4.      Объясняет преимущества  работы в группе при составлении алгоритмов.
5.      Фиксирует оценки учащихся.
6.      Поздравляет учащихся с успехом.
1.      Сравнивают работы.
2.      Оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают  на вопросы учителя.
3.      Делают вывод о необходимости построения математической модели, как одного из обязательных условий решения любой задачи.
4.      Проговаривают последовательность при выполнении соединения элементов блок-схемы, отмечая возникшие трудности при этом и их причины.
5.      Проводят соответствие между конкретными элементами блок-схемы и программным кодом на ЯП.
Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления.

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий