Предмет: информатика и ИКТ.
Класс: 9
Тема
урока: «Алгоритмическая конструкция цикл и его реализация в различных
средах программирования».
Тип урока:
комбинированный.
Оборудование: компьютерный
класс.
Характеристика учебных
возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого
проектируется урок:
предметные результаты – умение
описывать процесс построения алгоритма с помощью языка блок-схем, понимание
основных принципов перевода алгоритма с языка блок-схемы на ЯП.
Цели урока как планируемые
результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых
учебных действий
|
Учебные действия
|
Планируемый
уровень достижения результатов обучения
|
Предметные
|
Овладение алгоритмами решения
организационных задач и технологических операций.
|
2 уровень — понимание,
обоснованное применение операций.
|
Регулятивные
|
определение последовательности
завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;
|
2 уровень — самостоятельное
выполнение действий по алгоритму.
|
Познавательные
|
Выбор наиболее оптимальных
средств и способов решения задачи (построение математической модели алгоритма
по имеющимся входным данным)
|
2 уровень — совместные действия
учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
|
Коммуникативные
|
Умение вести учебное
сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.
|
1 уровень — выполнение действий
по алгоритму под управлением учителя.
|
Личностные
|
Умение провести самооценку,
организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.
|
2 уровень — самостоятельное
выполнение действий с опорой на известный алгоритм.
|
Этап
урока, время этапа
|
Задачи
этапа
|
Методы,
приемы обучения
|
Формы
учебного взаимодействия
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Формируемые
УУД и предметные действия
|
|
Мотивационно-целевой
этап
|
Орг. момент 2
мин.
|
Организовать
самоопределение детей к деятельности на уроке.
|
фронтальная
|
Приветствует учеников.
Проверяет готовность к уроку, выдаёт
индивидуальные задания к уроку.
|
Воспринимают на слух, визуально контролируют
свою готовность к уроку.
|
Личностные:
самоорганизация.
Регулятивные: способность
регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
|
|
Актуализация знаний
|
Целеполагание и постановка задач.
Систематизировать имеющиеся у учащихся
знания: правил построения линейной и разветвляющейся алгоритмических
конструкций. Правила записи алгоритма с помощью блок-схем.
|
Беседа по уточнению и конкретизации знаний из
личного жизненного опыта.
|
Фронтальная и групповая
|
Предлагает ответить на вопросы:
Приходилось ли в жизни сталкиваться с
ситуациями, когда одна и та же последовательность действий выполняется
многократно?
Как можно назвать такую последовательность
действий?
Приводим примеры жизненных ситуаций, где встречается
циклическая организация действий и отвечаем на следующий вопрос:
Какое обязательное условие должно
присутствовать при организации циклического алгоритма?
Подводит учащихся к цели занятия:
«научиться определять, какая алгоритмическая структура наиболее
оптимальна для решения поставленной задачи» и ставит учебные задачи:
1. Научится делать математическую модель
алгоритма решения задачи.
2. Научиться производить запись алгоритма на
языке блок-схем.
3. Овладеть приёмами работы с основными
алгоритмическими конструкциями.
|
Отвечают на вводные вопросы и формулируют
вывод о том, что такое цикл
Рассматривают основные типы организации
цикла, обсуждают, выявляют достоинства и недостатки различных типов
организации цикла.
|
Личностные:
осознание своих возможностей.
Регулятивные:
умение регулировать свои действия,
взаимодействовать в группе.
Познавательные:
Умение анализировать, выделять и
формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.
|
|
Поисково-исследовательский
этап
|
Выбор типа циклической
структуры для выполнения поставленной задачи
|
Анализ и
обсуждение вариантов возможности использования других циклических структур.
Сравнение и выявление основных достоинств и недостатков использования именно
данной циклической структуры для решения поставленной задачи.
|
групповая
|
1.
Объясняет приёмы записи циклических структур с помощью блок-схем.
2.
Предлагает ответить на вопрос: почему для решения нашей задачи нам было бы
более удобно использовать именно структуру «цикл с параметром»? Можно
ли использовать другие алгоритмические структуры, если нет, то почему нельзя?
3.
Контролирует деятельность, консультирует учащихся в выборе инструмента и
корректирует действия.
|
1.
Строят математическую модель решения задачи (определяют входные и выходные
данные, находят какие промежуточные величины должны присутствовать согласно
математической формуле).
2.
Выбирают с помощью какого типа цикла будут организовывать действия согласно
поставленным условиям.
3.
Производят запись алгоритма решения поставленной задачи с помощью выбранного
типа цикла в виде блок-схемы.
4.
Сравнивают анализируют и объясняют свой выбор.
5.
Формулируют критерии подбора используемого цикла..
|
Личностные:
1.
проявление интереса и активности в выборе решения;
2.
установление личностного смысла знания.
Регулятивные:
1.
умение составлять план и последовательность действий,
2.
осуществлять контроль по результату.
Познавательные:
1.
умение рационально использовать теоретическую информацию;
2.
оценивать математические возможности различной организации циклических
структур,
3.
ориентироваться в различных видах данных и на их основе строить
математическую модель задачи;
4.
умение подбирать оптимальные алгоритмические структуры для записи решения
поставленной задачи.
|
|
Практический
этап
|
Умение анализировать полученную информацию и
применять на практике.
Умение сотрудничать на уроке с учителем,
одноклассниками, в группе и коллективе.
|
Практическая
работа
|
В парах и
группе.
|
1.
Организует работу пар и групп, следит за правильным выполнением операций,
контролирует и корректирует действия учеников.
2.
Подводит учащихся к выявлению причин обоснованного выбора конкретной
циклической конструкции для решения конкретной поставленной задачи.
3.
Демонстрирует возможность организации решения поставленной задачи с помощью
другой другого типа алгоритмической структуры «цикл».
4.
Привлекает к обсуждению причин и способов устранения возможных ошибок в
построении алгоритма.
|
1.
Определяют наиболее оптимальный вариант организации действий.
2.
Проводят построение математической модели решения задачи.
3.
Выполняют технологическую операцию построения блок-схемы.
4.
Осуществляют самоконтроль выполнения операции.
|
Личностные
1.
Умение овладеть нормами и правилами научной организации труда.
2.
Развитие усидчивости, трудолюбия и ответственности за качество своей и
коллективной деятельности.
Регулятивные:
1.
Умение составлять план и последовательность действий.
2.
Умение осуществлять контроль по результату.
Познавательные:
1.
Умение выделять необходимую информацию.
2.
Умение планировать свою трудовую деятельность.
3.
Умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.
|
|
Рефлексивно-оценочный
этап
|
Умение
построить алгоритм действия (технологическая цепочка).
Умение
сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и
коллективе.
|
Фронтальная
|
1.
Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников.
2.
Предлагает ответить на вопросы:
Насколько оправдано в данной ситуации
использование именно такого типа цикла?
Правильно ли построена математическая модель?
Соответствует построенный алгоритм
математической модели?
Возможно ли было в данной ситуации
использовать другой тип цикла?
3.
Подводит учащихся к выводу о том, почему именно данный тип алгоритма наиболее
целесообразен при такой математической модели.
4.
Объясняет преимущества работы в группе при составлении алгоритмов.
5.
Фиксирует оценки учащихся.
6.
Поздравляет учащихся с успехом.
|
1.
Сравнивают работы.
2.
Оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы
учителя.
3.
Делают вывод о необходимости построения математической модели, как одного из
обязательных условий решения любой задачи.
4.
Проговаривают последовательность при выполнении соединения элементов
блок-схемы, отмечая возникшие трудности при этом и их причины.
5.
Проводят соответствие между конкретными элементами блок-схемы и программным
кодом на ЯП.
|
Личностные: умение провести
самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).
Регулятивные: построение
логической цепочки рассуждений и доказательство.
Познавательные: умение
сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать
способы их исправления.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий