вторник, 27 января 2015 г.

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС.


Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС.

     1.    Деятельность, как система.

Педагогическая деятельность представляет собой сложноорганизованную систему различных видов деятельности педагога.

Системный подход в педагогике представляет собой один из способов построения педагогической деятельности как целостного процесса, который обеспечивает эффективное взаимодействие всех его составляющих. Под системой чаще всего понимается объект, многоуровневое образование, которое состоит из большого числа элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и дающих целостность. Сложнейшую многоуровневую систему представляет собой сам человек. Конечно, процесс его образования сложный, многоаспектный и многофакторный. Его стоит строить как систему. Понятие «педагогическая система» многозначно, его можно отнести к целому ряду систем, которые выполняют образовательную функцию.

Педагогической системой является система общего образования в целом, педагогический процесс конкретного учебного заведения, включающий в себя систему воспитания и систему обучения как его составные части. Педагогическая деятельность учителя, которая направлена на организацию целостного педагогического процесса, также представлена в виде системы; наконец, отдельное занятие считается элементом и в то же время подсистемой его деятельности. Таким образом, можно определить иерархию педагогических систем, в которой каждая из них является элементом (подсистемой) более общей системы.

Сущность каждой педагогической системы определяется присутствием в ней одних и тех же, независимо от ее уровня, элементов. Без этих элементов она функционировать не может: личностного, который представляет собой личность ученика, личность учителя; целевого – цели обучения и воспитания; содержательного, т. е. содержание обучения и воспитания; операционально-деятельностного; педагогического; результативно-рефлексивного. В отличие от имеющихся структурных схем, эта рассматривает педагогическую систему не субстанционально, а процессуально, поэтому расположение каждого элемента выстроено по логике самого педагогического процесса и деятельности педагога, управляющего им.

В центре каждой педагогической системы располагаются личности учащегося и педагога, которые выступают как совокупный субъект этой системы, определяют ее цели, содержание воспитания и обучения и т. д. Некоторые педагоги считают, что можно отнести личность учителя только к условиям, средствам обучения. Кроме того, несостоятельность снижения ведущей роли педагога, медленного вытеснения его техническими средствами обучения доказана плохой эффективностью популярного в 60-е гг. XX в. программированного обучения.

    2.     Основные понятия.

Деятельность – процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

Результат – заключительное последствие последовательности действий или событий, выраженных качественно или количественно

Универсальные учебные действия –  умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

 

 

   3.     Результат, как мотив и ценность деятельности.

Без анализа структуры деятельности невозможно рассмотреть не только содержание учебной деятельности, но и определить место и роль в ней мотивации. Говоря о структуре деятельности, А.Н.Леонтьев обращает внимание на то, что она постоянно трансформируется. Это в первую очередь связано с проблемой мотива, ибо, по мнению ученого, сама деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие при изменении цели - стать операцией. Сам же мотив некоторой деятельности может перейти на предмет - цель действия. Такой постоянный переход А. Н. Леонтьев изобразил схематично: деятельность, действие, операция, мотив, цель, условия.

К.А.Абульханова-Славская рассматривает деятельность как совокупность задач, имеющих различные условия и требования, комплекс характеристик технического, жизненного, общественного плана. Такой подход, по ее мнению, дает возможность раскрыть сложные связи между психологическим и общественным характером деятельности. Она считает, что «психологические, личностные характеристики деятельность получает через раскрытие комплекса проблем : насколько личность принимает объективную меру трудности задач, на каком уровне сложности она в высшей мере активна, как она связывает объективно различные задачи, как она выдвигает новые и т.д. Поэтому не всякая деятельность развивает личность". Это вполне правомерно, так как в одних условиях деятельность будет способствовать развитию личности, достижению ее ценностей, а в других - сдерживать. В этой связи необходимо только заметить, что в любом случае деятельность направлена на удовлетворение как личных, так и общественных потребностей человека.

Г.В.Суходольский отмечая некоторые пробелы, имеющие место в современной психологической теории деятельности, заключающиеся в неточности и неоднозначности истолкования основных терминов, в недостаточной обобщенности и слабой систематизированности понятийного аппарата, пытается выявить, обобщить, уточнить и систематизировать понятийный аппарат психологии деятельности. Он выделяет следующие компоненты функциональной структуры деятельности: потребности - направленность личности - мотив - цель - результат - контроль - оценка. Причем, потребности интерпретируются им, во-первых, как собственные потребности деятельности; во-вторых, как потребности индивида в деятельности; в третьих, как исходные побуждения к деятельности; в четвертых, как личные или общественные потребности, реализуемые в системе мотивов деятельности. По его мнению, всякая деятельность заключается в решении возникающих задач и состоит из действий и взаимодействий работников. Задача - это цель, данная в конкретных условиях. Решение задачи - это процесс и результат. Процесс решения образуется последовательностью действий одного человека или действий и взаимодействий группы людей. Результат решения заключается в достижении цели и избежании негативных последствий. Именно в этом и проявляется алгоритмичность деятельности.

4. Системно-деятельностный подход в обучении, как основа реализации ФГОС.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает:

·                         воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

·                         переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

·                         ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

       ·     признание решающей  роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

      ·     учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

     ·   обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

    ·  разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

    ·  гарантированность  достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

·         И здесь возникает необходимость решения важных проблем. Нужно включить ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению, научить релаксировать. 

Системно-деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога  культур     и    уважения    многонационального,     поликультурного    и  поликонфессионального состава российского общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в  системе образования на основе разработки содержания и технологий  образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого  уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию     на   результаты  образования  как   системообразующий  компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения  универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и  основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования и способов  организации    образовательной деятельности и учебного сотрудничества в  достижении целей личностного, социального и познавательного развития  обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических  особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм  общения для определения целей образования и воспитания и путей их  достижения;

-  обеспечение     преемственности   дошкольного,    начального   общего,  основного и среднего (полного) общего образования; 

- разнообразие     индивидуальных     образовательных    траекторий   и  индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и  детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост  творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного  сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно-деятельностный        подход     обеспечивает     достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы  начального общего образования и создает основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности.

Технология деятельностного метода  предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

 

 

5.     Целенаправленные универсальные учебные действия.

 

·         Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщенные действия, обеспечивающие умение учиться. Обобщенным действиям свойственен широкий перенос, т. е. обобщенное действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других предметов.

·         Универсальные учебные действия (УУД) можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности:

1)  познавательные и учебные мотивы;

2)  учебную цель;

3)  учебную задачу;

4)  учебные действия и операции (ориентировка,

преобразование материала, контроль и оценка).

Функции УУД:

-  обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

-  создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

В ФГОС начального общего образования в составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, выделено четыре блока 1)личностный; 2)регулятивный; 3)познавательный; 4)коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

• нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временныпрограмма УУД в лицеех характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в

зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта

(пространственно-графическая или знаково-символическая);

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —

определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

 
         
    6.     Цели системно-деятельностного подхода.
 

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности:

     ·         ставить цели;

    ·          решать задачи;

    ·         отвечать за результаты.

Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:

    ·         урок открытия нового знания;

    ·         урок рефлексии;

    ·         урок построения системы знаний;

    ·         урок развивающего контроля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий